Самообразование - Дивинская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Беларусь Библиотечная

Самообразование

Сущность самообразования и его необходимость

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования. Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Планирование процесса самообразования

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.

2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Как выбирается тема

Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например: педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках… (предмет)».

Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности УО. Например: «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования личности гражданина», «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».

Как правильно формулировать тему самообразования

Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части

I часть (основная часть: содержит проблему)

II часть (связующее звено)

III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема)

Совершенствование… Формирование…

Интеграция…

Развитие…

Организация…
Осуществление…
Применение…
Использование…

Управление…
Повышение…
Разработка…
Реализация…
Создание…

… как средство…

… как условие…

…аспект…

…фактор…

…основа…

…механизм…

… развития …

совершенствования …

активизации …

повышения …

оптимизации …

эффективности …

реализации

Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода»…

Темы не должны быть:

  • слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
  • незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
  • слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».

Формулировка цели и задач самообразования.

После того, как выбрали тему самообразования необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:

1. повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

2. изучение и внедрение новых педагогических технологий;

3. изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

4. совершенствование своих знаний в области педагогической психологии…

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

 

Составление плана самообразования.

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

1. название темы;

2. цели;

3. задачи;

4. предполагаемый результат;

5. этапы работы;

6. сроки выполнения каждого этапа;

7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

8. способ демонстрации результата проделанной работы;

9. форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.