Духовно-нравственное направление - Дивинская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Беларусь Библиотечная

Духовно-нравственное направление

Руководитель:

Светлана Ивановна Сергиевич

учитель начальных классов

 

Задачи работы по духовно – нравственному воспитанию:

  1. Формировать у учащихся ценностные представления о морали, об основных понятиях нравственности (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.)
  2. Содействовать формированию у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа.
  3. Создать условия для развития творческих способностей.
  4. Развивать такие качества личности как активность, ответственность, самостоятельность, инициативу (в рамках проектной деятельности).

 

Детская душа – благодатная почва:

каждый посеянный нами росточек

нежности, доброты, ответственности

не только за себя, но и за ближнего

даст свои видимые всходы…

 

Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остаётся стремление к добру, состраданию и милосердию.

Сегодня в обществе остро стоит вопрос воспитания, формирования нравственных ценностей. Ведь человек совести, человек, который имеет понятие о чести, порядочности, трудолюбии, может получить любые знания. Но человек, получивший прекрасное образование, но не имеющий нравственной основы, не станет опорой семьи, общества.

Поэтому на сегодняшний день актуально создание системы влияния условий для формирования духовно-нравственной, культурной и творческой личности. В условиях современного общества, когда нередко имеют место деструктивные социальные явления, разрушающие нравственные основы, стремительно растёт жестокость.

Педагоги каждый день сталкиваются с проблемами детско-родительских отношений, межличностными конфликтами, другими социальными и психологическими проблемами.

Вопрос духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе выходит при таком положении на первый план. Мы, взрослые, должны понимать, что сегодня современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внутренних и внешних границ, чаще его внутренний мир формируют потоки информации из Интернета, телевидения, компьютерных игр (не всегда позитивных).

Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен, и очень сложно воспитать в школьнике доброе отношение ко всему живому, если после школы он часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные “стрелялки”, провоцирующие агрессию и жестокость. Младший школьный возраст — это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Это период позитивных изменений и мы можем повлиять на часть того мира, в котором живут дети, найти путь к их сердцу.

Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Подростки 13-17 лет не совсем понимают, что это за ценности? Почему именно им надо уделить огромное внимание во всём образовательном и воспитательном процессе.Нравственность — это образ поведения, который в общем-то виден всем, и который выражается в наших поступках по отношению к людям, к нормам общественного поведения, к закону.

Дети как младшего, так и среднего возраста, подростки и молодёжь охотно идут на контакт, стараются узнать новое, постичь неизвестное…

Цель духовного воспитания – выработка внимания к собственной совести и желания поступать в соответствии с ней. Это, прежде всего,речь идёт о таких христианских ценностях как любовь, смирение, милосердие. Проблемы, рассматриваемые очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.

Духовная мудрость и жизненный опыт породили важные законы:

«Не смейся над престарелыми, инвалидами»;

«Старайся сделать что-то доброе нищему, слепому, хромому; не обижай их и уступай им дорогу; если трудно, то помоги им».

Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого.

Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Мы считаем, что ведущая роль принадлежит нам, педагогам…

Новая роль учителя, как нравственного, духовного наставника в современном мире, требует от него воспитания у детей человечности. Во внеклассных мероприятиях важное место можно отводить сказкам. Они несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Мероприятия, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни.

Важное место в образовательном процессе может занимать исследовательская деятельность, направленая на духовно-нравственный поиск. Реальные картины из жизни показывают учащимся, что жизнь даёт не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращаем внимание на негативное в жизни и поведении людей, анализируем последствия неправильных поступков. Во время к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Христианские ценности, заложенные в образовательном процессе содействуют формированию у человека:

  • нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
  • нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
  • нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;
  • нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.

Поэтому в образовательном пространстве сегодня важны практики, направленные на духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся, способствующие формированию целостного социально-ориентированного взгляда на мир.