1. Задачи и направления деятельности родительского университета в 2021/2022 учебном году
Цель: оказание помощи родителям в организации самообразования, выработка умений и навыков по воспитанию детей через работу родительского университета.
Задачи:
- установить постоянную связь с родителями на принципах взаимопонимания и согласованного взаимодействия школы и семьи;
- предупреждать родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
- повышать психолого-педагогическую и правовую культуру родителей.
Для решения поставленных задач профессиональная деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- формирование педагогических знаний и культуры родителей;
- предупреждение и профилактика нарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- пропаганда здорового образа жизни;
- правовое образование родителей.
2. Анализ деятельности родительского университета
Деятельность родительского университета в ГУО «Дивинская СШ» регламентируется программой родительского университета, разработанной в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, планом работы на 2020/2021 учебный год. Программа родительского университета действует в школе первый год.
Мероприятия родительского университета «Школа понимания» реализуются в Дивинской СШ следующим образом:
- еженедельные консультации для законных представителей несовершеннолетних (педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, педагоги и руководство учреждения образования) по темам образования, воспитания, развития, возрастных изменений детей и другим темам, интересующим законных представителей несовершеннолетних;
- информирование родителей по вопросам правового и социального характера;
- работа с детьми категорий СОП, ИПР и их законными представителями по программе «Помоги себе сам».
Эта работа носит системный и плановый характер. Цель же работы родительского университета заключается в активном информировании, просвещении и обучении родителей (семей) через привлечение их к взаимосодействию в образовательном процессе. Это взаимосодействие осуществляется между детьми, родителями и педагогами. Для родителей важно иметь самую полную картину о возможностях ребенка в саморазвитии; иметь возможность скорректировать систему ценностей и целей образования ребенка; избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания; учитывать возможности партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка с учетом реальных условий школы, возможностей и притязаний семьи.
Поэтому мы решили начать более активное и тесное взаимодействие с родителями первоклассников. Мамы и папы только пришедших в школу детей более заинтересованы в достижении партнерских взаимоотношениях, совместных мероприятиях, понимании и развитии своих детей. Для родителей были организованы семинары-практикумы по темам: « Адаптация учащихся в 1-х классах», «Режим дня ребенка», участие родителей в театрализованной рождественской постановке с целью осознания значения семейных традиций в нашей жизни, совместное занятие «Положительные эмоции в жизни ребенка», практическое занятие «Значение творческих способностей в жизни школьника» и утренник «Прощай, мой первый класс». Эти формы работы были выбраны не случайно, родителям предоставлялась информация о важнейших процессах в жизни их детей и давалось практическое закрепление теоретического материала.
Особой категорией являются дети, признанные находящимися в социально опасном положении и те, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Можно сказать, что эти категории детей есть результат «неверного» воспитания в семье. Основные психологические проблемы в таких семьях: неумение слышать друг друга, у детей отсутствует или низкая мотивация к самосовершенствованию и развитию. Причины этих проявлений берут свое начало в семье. Такие дети в щколе резко выделяются своим поведением, игнорированием правил, категоричностью.
Именно для этой категории несовершеннолетних была разработана программа «Помоги себе сам». Основной целью программы является формирование положительной Я-концепции, т.е. системы положительных представлений о себе. Это невозможно сделать без близкого окружения ребенка, т.е. семьи. Именно родители должны обращать внимание на мельчайшие детали в жизни ребенка, не «слепо» защищать своих детей, а научить мыслить, оценивать свое эмоциональное состояние и способы саморегуляции. Но ставя перед родителями такие задачи, мы начинаем понимать, что и взрослые далеко не всегда умеют справляться со своими эмоциями, не стремятся к самопознанию и саморазвитию, или это носит односторонний характер, например, саморазвитие для взрослого – это получение только материальных благ.
Поэтому одним из актуальных направлений родительского университета является формирование педагогических знаний и культуры родителей. Но законные представители несовершеннолетних, признанных находящимися в СОП, не часто посещают школу, избегают общения с педагогами. Поэтому при работе с ними важны не только формы, но и время проведения. Педагог-психолог, педагог социальный проводит такие встречи в шестой школьный день, когда родители чувствуют себя более свободно, понимая, что в школе они с целью общения, а не порицания.
3. Результаты работы и задачи на 2022/2023 учебный год.
Результатом деятельности родительского университета «Школа понимания» стало использование форм работы с родителями 1-х классов, повышающее интерес к школьной жизни ребенка (встречи в музее, совместные экскурсии, участие в театрализованных постановках); пропаганда позитивных образов родителей через реализацию программы «Помоги себе сам»; формирование чувства Родины через деятельность школьного музея.
Реализацией мероприятий школьного родительского университета в 2020/2021 учебном году в основном занимались заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог социальный, классные руководители 1-х классов. К этой деятельности необходимо привлекать других педагогов, медицинских работников. Использовать интерактивные формы работы, чтобы в процессе шел обмен информацией, эмоциями, впечатлениями и это способствовало бы укреплению доверия, поиску новых форм взаимодействия, разрешению детских и подростковых проблем, конфликтов в школьной жизни.
раскрыть » / « свернуть