1. Задачи и направления деятельности родительского университета в 2022/2023 учебном году
Цель деятельности родительского университета – повышение психологической и педагогической культуры родителей (законных представителей) формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи родительского университета:
- формировать ценностно-смысловые основы родительства; актуализировать чувство ответственности за выполнение родительских функций;
- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания;
- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и школы.
Направления работы «родительского университета»:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- формирование педагогических знаний и культуры родителей;
- предупреждение и профилактика нарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- пропаганда здорового образа жизни;
- правовое образование родителей.
2. Анализ деятельности родительского университета
Деятельность родительского университета в ГУО «Дивинская СШ» регламентируется программой родительского университета, разработанной в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, планом работы учреждения образования на 2022/2023 учебный год. Программа родительского университета действует в школе третий год.
Проведение мероприятий родительского университета «Школа понимания» имеет строится по алгоритму:
- еженедельные тематические консультации для законных представителей несовершеннолетних (педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, педагоги и руководство учреждения образования) по темам образования, воспитания, развития, возрастных изменений детей и другим темам, интересующим законных представителей несовершеннолетних;
- встречи с законными представителями несовершеннолетних в рамках работы клуба «Подросток и закон»;
- работа с детьми категорий СОП, ИПР и их законными представителями по программе «Вместе»;
- мероприятия с законными представителями согласно темам, указанным в информационно-методических материалах.
Тематические консультации проходят в индивидуальной форме для законных представителей несовершеннолетних, как правило, испытывающих сложности в межличностных взаимоотношениях, социальной адаптации, проблемах эмоционально-волевой сферы. Тематические консультации проводятся в субботу, так как в этот день недели родители более свободны и имеют возможность прийти в школу в любое время.
Проведено тематических консультаций: 21 –педагог-психолог; 23 – педагог социальный.
Актуальным направлением является просветительская работа с законными представителями несовершеннолетних. С целью наглядной агитации в школе оформлены уголки: «Уголок правовых знаний», «Здоровый образ жизни». Информация актуализируется не реже одного раза в месяц, на сайте создана рубрика «STOP- наркотик», такая же группа есть в приложении «Вайбер», где педагог социальный Белаш Н.В. размещает информацию по профилактике наркомании в детской и молодежной среде. Одной из проблем воспитательной работы является высокое количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления.. С целью дальнейшего предупреждения правонарушений и преступлений в 2021 году была организована деятельность клуба «Подросток и закон», с детьми дважды в месяц проводит занятия педагог социальный, с родителями несовершеннолетних также проводится работа.
Просветительская работа носит системный и плановый характер. Основная цель заключается в активном информировании, просвещении и обучении родителей (семей) через привлечение их к взаимодействию в образовательном процессе. Это взаимодействие осуществляется между детьми, родителями и педагогами. Для родителей важно иметь самую полную картину о возможностях ребенка в саморазвитии; иметь возможность скорректировать систему ценностей и целей образования ребенка; избежать отрицательных последствий отсутствия взаимопонимания; учитывать возможности партнерских отношений со школой для регулирования, реализации образовательных потребностей семьи и ребенка с учетом реальных условий школы, возможностей и притязаний семьи.
Особой категорией являются дети, признанные находящимися в социально опасном положении и те, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Можно сказать, что эти категории детей есть результат «неверного» воспитания в семье. Основные психологические проблемы в таких семьях: неумение слышать друг друга, у детей отсутствует или низкая мотивация к самосовершенствованию и развитию. Причины этих проявлений берут свое начало в семье. Такие дети в школе резко выделяются своим поведением, игнорированием правил, категоричностью.
Поэтому одним из актуальных направлений родительского университета является формирование педагогических знаний и культуры родителей. Но законные представители несовершеннолетних, признанных находящимися в СОП, не часто посещают школу, избегают общения с педагогами. Поэтому при работе с ними важны не только формы, но и время проведения. Педагог-психолог, педагог социальный проводит такие встречи в шестой школьный день, когда родители чувствуют себя более свободно, понимая, что в школе они с целью общения, а не порицания.
В декабре 2022г. был проведен ряд мероприятий с участием специалистов и руководителей школы. Освещались темы: «Безопасность подростков в сети Интернет», педагог социальный, «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста», «Жизненные цели подростков», педагог-психолог, «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию», зам.директора по ВР, «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?», зам.директора по УР.
Мероприятия проводились в форме бесед, круглых столов и даже викторин. Неформальная обстановка помогает семьям узнать друг друга, увидеть взрослых и детей в ином свете, преодолеть недоверие и непонимание во взаимоотношениях детей и взрослых.
В этом учебном году активно включились в работу родительского университета «Школа понимания» участники духовно-нравственного проекта «Твори во благо!» под руководством педагогов: учителя русского языка и литературы Важинской А.В., учителя начальных классов Сергиевич С.И. Представители проекта приняли участие 07.04.2023 в общешкольном родительском собрании «Воспитание ответственного гражданина нашей страны – важная задача семьи и школы», выступление «Семья – основа воспитания». Таким образом, в рамках проекта создаются авторские семейные открытки, организуются театрализованные постановки по духовно-нравственной тематике, оказывается благотворительная помощь определенным категориям граждан.
3. Результаты работы и задачи на 2023/2022 учебный год
Реализацией мероприятий школьного родительского университета в 2022/2023 учебном году занимались: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог социальный, педагог-организатор, классные руководители. Результат: развитие понимания и доверия, повышение интереса родителей к школьной жизни детей; участие в проекте по духовно-нравственному воспитанию «Твори во благо!»
Цель и задачи деятельности родительского университета 2023/2024 учебного года будут актуальными и в следующем учебном году.
раскрыть » / « свернуть