«В гостях у Домовичка» - Дивинская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Беларусь Библиотечная

«В гостях у Домовичка»

Сценарий экскурсии-игры «В гостях у Домовичка»

На пороге музея учащихся встречает Домовичок.

Домовичок. Здравствуйте, ребята! Рад вас видеть у себя в гостях. Знаете, куда вы пришли?

Дети. Здравствуйте! Да, в музей.

Домовичок. А как называется наш музей? (Историко-этнографический музей «Спадчына».)

Домовичок. А меня вы узнали?Я Домовичок. Музей – мой дом, здесь я живу много лет и являюсь его хранителем. В музеях история застывает, а экспонаты – это не просто старые вещи, это предметы, дошедшие к нам из другого времени.

Домовичок. Музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Вы знаете эти правила?

Ответы детей.

Домовичок. Молодцы, давайте я ещё раз напомню правила поведения в музее.

  1. В музее нужно вести себя тихо.
  2. Нельзя трогать экспонаты руками.
  3. Слушая лекцию, нужно стоять полукругом, не мешать экскурсоводу и другим посетителям.
  4. Нельзя пользоваться телефоном и другими гаджетами.
  5. Делать фото можно только с разрешения экскурсовода.
  6. После окончания экскурсии нужно поблагодарить экскурсовода.

Домовичок. Скажите, ребята, а зачем создают музеи?

Домовичок. Как вы думаете, что будет храниться в музеях в будущем?

Ответы детей. 

Домовичок. А теперь давайте ближе познакомимся с нашим музеем. Скажите, пожалуйста, вы знаете, что такое экспозиция? (Экспозиция – это все что находится в музее, выставленное у всех на виду, для зрителя.)

Домовичок. В нашем музее есть две экспозиции: этнографическая и историческая. Сейчас мы находимся возле этнографической. Называется она «Беларуская хатка». Как вы думаете, о чем она нам может рассказать?

Ответы детей.

Домовичок. Молодцы, я вижу, что вы уже много знаете. Давайте поиграем, я буду описывать какой-то предмет, а вы будете отгадывать его название.

Дети рассматривают экспозицию и ищут названия предметов.

Небольшой узкий бочонок для сбивания масла с отверстием в центре деревянной крышки, в которое вставляется мутовка («калатоўка») для сбивания масла. (Бойка)

Ухват для того, чтобы ставить и вынимать чугунки из печи. ілкі)

Бондарное изделие, бочечка, квашня, для заквашивания теста. (Дзяжа)

Жернова, ручная мельница. (Жаронцы)

Корзина, плетёная ёмкость для хранения и переноски чего либо. (Кошык)

Приспособление для разглаживания тканых изделий, состоящее из двух частей: цилиндрической палочки (длиной 40-60 см, диаметром 4-6 см) и валком, которым катали такую палку с накрученной на неё одеждой. (Качалкі)

Небольшой сундук, в котором хранили приданое, а после замужества хранили скатерти, ручники, столовое и постельное полотно. (Скрыня) 

 

Домовичок. Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.А теперь обратите внимание, что у нас представлено много видов горшков, кто знает, почему они разные? (Горшки с широким горлышком использовались для хранения продуктов питания дома, а с узким – для перевозки и хранения во время работы в поле.)

Домовичок. Скажите, какие белорусские национальные блюда вы знаете?

Ответы детей.

Домовичок. Я хочу вас познакомить ещё с двумя традиционными блюдами: налистниками  и верещакой. Скажите, кто-то из вас их пробовал? Как они готовятся?

Ответы детей.

Домовичок. Давайте сейчас их «приготовим». Но будьте осторожны, к вам в горшки хотят попасть «лишние» продукты.

Детям раздаются горшки, в которые нужно сложить картинки с нужными ингредиентами. Комментируют, почему некоторые ингредиенты лишние.

Домовичок. Молодцы, быстро справились. 

Домовичок. Давайте пройдем дальше. Чему посвящена эта экспозиция?

Ответы детей.

Домовичок. Правильно, истории белорусского народа.

Домовичок. А чему посвящен этот раздел экспозиции? (Великой Отечественной войне.)

Домовичок. Что вы о ней знаете? В каком году началась? Сколько лет прошло со Дня Победы?

Ответы детей.

Домовичок. Как много вы знаете.Ну тогда вам не составит труда ответить…

Как называли людей, которые организовывали подпольные группы, отряды для борьбы с фашистами? (Партизаны)

Как называлось сооружение, вырытое в земле партизанами? (Землянка)

Как называется наступление врага? (Атака)

Как называется огнестрельное оружие, которым пользовались солдаты во время войны? (Винтовка)

Назовите ласковое прозвище боевых машин реактивной артиллерии во время ВОВ. (Катюша) 

Домовичок. Ребята, у меня случить несчастье. Разбирая военные архивы, я случайно перепутал названия военных орудий. Теперь никак не могу навести порядок в документах… Помогите мне, пожалуйста, правильно разложить иллюстрации орудий и подписи к ним.

Детям раздаются картинки и названия орудий, которые нужно правильно соотнести.

Домовичок. Какие вы молодцы, быстро решили мою проблему, без вас я бы еще долго разбирался.

Домовичок. И давайте перейдём к другому разделу исторической экспозиции. Какому временному периоду она посвящена? (Советское время) А что вы знаете об этом времени? А как люди проводили свободное время?

Ответы детей.

Домовичок. А знаете в какие игры играли ваши бабушки и дедушки? Хотите, я научу вас ещё одной? Называется она «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»

Все участники усаживаются на лавочке, среди них выбирается водящий. Сейчас это буду я. Ведущий прячет в ладонях колечко, а вы складываете ладошки лодочкой. Ведущий подходит к каждому со словами: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю!».

Вещицу он вкладывает в руки одному из сидящих на лавочке, но делает это максимально незаметно, чтобы другие не смогли определить, у кого же заветный предмет. А получивший подарочек также остается «хладнокровным»: не показывает виду и не выдает себя.

После того как водящий посетил каждого, он отходит немного в сторону и говорит ключевые слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».

Игрок с украшением должен быстро подбежать к дарителю. А вы при этом постарайтесь понять, кому достался «приз», и не дать этому участнику покинуть ряд. Если ему ускользнуть удалось, то он становится новым водящим. А если нет – руководит прежний игрок.

Понятны условия?

Дети играют.

Домовичок. Ну вот, пришла пора прощаться. Надеюсь, наша встреча была для вас интересна и вы узнали много нового. На прощание хочу угостить вас сладостями.

До новых встреч!

Фотоматериалы