ПЛАН-КОНСПЕКТ
музейного занятия «Этого нам не забыть вовек!» (Слайд №1)
Целевая установка: формирование у учащихся объективного представления о геноциде белорусского народа; воспитание уважительного отношения к историческому прошлому.
- Вводный этап.
Слайд №2
На экране видеоролик хроника уничтожения (сожжения деревни).
Звучат слова :
Учинив, как на зверя, облаву,
Их пинками согнали в толпу.
Вдоль речушки готовят расправу,
Указал комендант на тропу.
Речь немецкая, русские маты
Жгли, как яд, до несчастных дойдя,
Застрочили взахлёб автоматы –
В яме кровь со слезою дождя.
Их держали под цепким прицелом,
Издеваясь, смеялся конвой,
И, скорбя, содрогался всем телом
Шар земной, опалённый войной.
Вступительное слово учителя
-Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю каждого города, деревни, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, сочиняют стихи, музыку, рассказывают легенды. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть событиям минувших лет. Сегодня мы проводим занятие, посвящённое трагическим событиям военных лет, которые происходили на нашей земле.
2. Основной этап.
Учитель обращается к учащимся:
-Все вы уже многое знаете о Великой Отечественной войне из уроков истории, экскурсий в музеи, внеклассных мероприятий.
-А сегодня мы вам хотим рассказать одну историю, из большой Книги Памяти о той страшной войне. Почему спросите вы ?
Слайд №3
- Потому, что в апреле 2021 года Генеральной прокуратурой Республики Беларусь возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида (уничтожения) мирного населения на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Слайд №4
В январе 2022 года принят Закон "О геноциде белорусского народа". Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года).
-Что же такое геноцид, спросите вы?
Слайд №5
Геноцид -это уничтожение мирного населения во время военных действий.
Имело ли место это у нас, в наших краях? Безусловно, да. Вот об этом наш сегодняшний рассказ. И так, мы начинаем.
Эта страничка нашей Книги Памяти посвящена трагедии д.Борисовка. Слайд №6
Эту деревню по праву можно считать сестрой Хатыни. Как вы думаете, почему?
Слайд №7
( ответы детей)
Всё правильно. Все жители деревни были уничтожены, а дома и хозяйственные постройки сожжены.
За годы Великой Отечественной войны в нашем Кобринском районе было ……
Слайд №8
-Посмотрите внимательно на слайд. Это карта Кобринского района……
В мемориальном комплексе Хатынь есть место, где растут символические деревья жизни.Символические Деревья жизни — это список Белорусских деревень, которые были уничтожены фашистскими оккупантами во время Великой Отечественной Войны, но были возрождены вновь.
Слайд №8
Деревья жизни
Там есть табличка с надписью «Борисовка Кобринский район», потому, что в отличии от Хатыни, деревня Борисовка была восстановлена после войны: были построены новые дома и в них опять зазвучал детский смех.
Слайд №9
22 сентября 1942 года. Эта дата стала страшной, трагической датой в жизни этой белорусской деревни. Что же произошло в этот осенний день?
Об этом нам сейчас расскажет жительница деревни Борисовка Сергиевич Ольга Павловна, бывший учитель истории местной школы, которая бережно хранит память и воспоминания о тех страшных событиях.
Внимание на экран.
Слайд 10
(видеоролик с рассказом)
Слово учителя.
-Сейчас на месте этой трагедии находится братская могила, стоит памятник « Cкорбящая мать».
Слайд №11
(Слайды №12-20 со списками с надгробья)
В могиле захоронено 176 мирных жителей.
-Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на годы рождения. (Слайд №15) Некоторым из погибших не было даже и года, кому-то чуть больше годика. Фашистские изверги не пожалели никого.
Сегодня над могилой мирное голубое небо и только шум берёз и елей, да крик пролетающих птиц нарушает эту безмолвную тишину. А ещё жива память в сердцах людей. На это место приезжают люди, приезжают на экскурсии учащиеся, чтобы ещё раз вспомнить и почтить память погибших. Я прошу вас также встать и минутой молчания почтить память погибших от рук фашистских палачей.
Слайд №21
Минута молчания)
- Подведение итогов занятия.
Слово учителя
-Мы сегодня перелистнули только одну страничку из большой книги Памяти.
Как вы думаете, почему память о Великой Отечественной войне так важна для всего человечества? ( Ответы детей)
- Как сегодня должны строиться отношения между народами, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?(Ответы детей)
– Мы живем в мирной стране. Страшные события войны уходят от нас все дальше, их свидетелей все меньше. Что мы можем сделать, чтобы память о событиях и героях войны оставалась в веках? (Ответы детей)
Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила.